День железнодорожных войск 2021 в России отмечается 6 августа. Эта дата закреплена за праздником с 1996 года, когда было подписано соответствующее распоряжение президента РФ. Интенсивное развитие ж/д транспорта послужило появлению специальных воинских формирований. Император Николай I своим указом создал первые не только в России, но и в мире железнодорожные войска. Это произошло 6 августа 1851 года. В 17 рот вошли 4340 человек, которым поручили заниматься охраной и эксплуатированием ж/д путей.

В начале ХХ века у Российской империи были одни из самых крупных и лучших в мире железнодорожных войск. Они насчитывали 12 батальонов, сведенных в четыре ж/д бригады: Барановичскую (от названия города, который сейчас находится в Белоруси), Туркестанскую, Уссурийскую и Заамурскую.

Во время Великой Отечественной войны солдаты ЖДВ вместе с гражданскими работниками проложили более 120 тыс. км рельсов, построили 15 тысяч защитных сооружений и три тысячи мостов. Они разминировали ж/д пути и обеспечивали поддержку почти всех наступательных и оборонительных операций. А когда пришло мирное время, восстанавливали разрушенную железную дорогу, прокладывали и электрифицировали новые магистрали. Кстати, железнодорожные войска на гражданке также называют транспортными.

В этот день мы с особой гордостью вспоминаем имя Терюхова Дмитрия Андреевича (1901-1982). Генерал-майор технических войск, командир 6-й железнодорожной бригады.

Родился 1 ноября 1901 г. в с. Далматовском Шадринского уезда (ныне – город Далматово Курганской области). Его отец Андрей Алексеевич – отставной унтер-офицер лейб-гвардии, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был награжден медалью «За храбрость». После десятилетней военной службы занимался хлебопашеством, малярным и кровельным ремеслом.

В 1918 г. Дмитрий Терюхов стал рядовым 4-го Уральского полка Красной Армии. Участвовал во многих боях. Осенью 1920 г. был направлен на 34-е пехотно-пулеметные курсы в Москву, которые были переведены в Ленинград и переименованы в школу военных сообщений имени Михаила Васильевича Фрунзе. После школы имени Фрунзе Терюхов окончил курсы «Выстрел».

В 1932 г. Дмитрий Андреевич был назначен командиром железнодорожного строительного полка. Полк возводил подход к железнодорожному мосту через Волгу около города Нижний Новгород, затем возводил и прокладывал железнодорожные пути на Дальнем Востоке.

В середине 1930-х гг. Дмитрий Андреевич в звании полковника командовал бригадой особого корпуса железнодорожных войск. В 1937 г. группа подчинённого ему начальствующего состава была обвинена в антисоветском заговоре. Терюхов стал доказывать их невиновность, за что был снят с должности с формулировкой «за защиту врагов народа» и исключен из членов партии.

Настойчивость в поисках истины привела к тому, что Терюхова восстановили в партии и направили служить начальником штаба корпуса. В этой должности он был зачислен в Высшую школу штабной службы в Москве и успешно ее окончил.

С января 1941 г. Терюхов командовал 6-й отдельной железнодорожной бригадой в районе города Барановичи, где прокладывали железнодорожные пути. Во время Великой Отечественной войны его бригада буквально под обстрелами и бомбежками восстанавливала взорванные пути, мосты, другие коммуникации.

В 1942 г. Дмитрию Андреевичу было присвоено звание генерал-майора технических войск. И он его с честью оправдал. Под его командованием 6-я железнодорожная бригада успешно действовала по восстановлению дорог Лихославль – Завидово Октябрьской железной дороги; Торжок – Соблагово – Великие Луки; Великие Луки – Витебск; Невель – Полоцк; Смоленск – Витебск – Полоцк – Двинск и дальше до Кенигсберга.

В апреле 1945 г. бригада генерал-майора Терюхова была переброшена на строительство железнодорожной линии Иркутск – Слюдянка (в обход тоннелей) и успешно справилась с заданием.

В 1946 г. Дмитрий Андреевич был назначен начальником штаба корпуса железнодорожных войск на Украине. Корпус сделал исключительно много по восстановлению и улучшению работы железнодорожного транспорта в республике.

В 1949 г. генерал-майор Терюхов был переведен на службу в Москву в качестве генерал-инспектора железнодорожных войск и служил на этом посту до ухода в отставку.

За безупречную службу генерал-майор Терюхов был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За освоение целинных земель».

Фрагмент представления к Ордену Отечественной войны II степени

Д.А. Терюхов поддерживал связь с родным городом. «Свой родной город Далматово любил самозабвенно, а историю монастыря знал лучше любого краеведа». Но «не мог генерал отстоять крепость в родном городе, не помогли и его визиты в райком и райисполком. Тогда он срочно вылетел в Москву, и только решение Президиума Верховного Совета СССР остановило дальнейшее разрушение монастырской крепости».

Дмитрий Андреевич добился, чтобы комплекс Далматовского монастыря взяли под охрану государства (Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».), а завод «Молмашстрой» получил новую площадку для дальнейшего развития.

Умер Дмитрий Андреевич 20 ноября 1982 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве. В Далматово одна из улиц носит имя генерала Терюхова.


Добавить комментарий