27 апреля – день памяти о погибшем экипаже

В апрельский день 1945 года мощный гул заполнил небо над Далматово. Ниже туч на малой высоте летели самолёты. Вдруг один из них начал падать. Он упал чуть северо – западнее города. Трое лётчиков погибли в кабине, а один пытался катапультироваться, но ему что-то помешало. Похоронили лётчиков на далматовском кладбище (сейчас старое). В экипаже было 4 лётчика пилот Николай Ежов с 1921 года рождения, штурман Александр Стрельников — с 1919, механик Николай Панов – с 1922, радист Иван Маркин – с 1925.

Могила их известна многим старожилам нашего города. Первоначально на могиле был установлен деревянный памятник и оградка.

В статье А.Морозова, опубликованной в 1977 году в газете «Советское Зауралье» приводится рассказ заместителя директора СПТУ-27 А.И.Коваленко о том, что учащиеся 4 группы трактористов под руководством В.И.Чащина сделали новый памятник — железная тумба с красной звездой, убрали могилу и готовят выставку о погибшем экипаже. На состоявшейся районной конференции Добровольного спортивного общества «Спартак» было принято решение ежегодно проводить соревнования на приз боевого экипажа.

В 1990 году в рамках подготовки к 45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, по инициативе РК КПСС и районного военного комиссариата, был установлен новый памятник, который изготовили на заводе «Старт» из нержавеющей стали. На конференции районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение поручить уход за могилой лётчиков учащимся Санаторной школы-интернат. С тех пор они добросовестно выполняют это поручение. В 2015 году они с педагогом Г.К.Кушатовой провели исследовательскую работу о погибшем экипаже, установили с помощью ОБД «Мемориал», что самолёты летели с Дальнего востока на запад после ремонта, крушение произошло из-за неисправности двигателя, что это был самолёт «Бостон А-20 Дуглас», нашли отзывы экспертов, которые считали, что эти самолёты были лучшими из тех, что поставляли СССР союзники.

Они встретились с З.А.Бельковой, которая рассказала о том, что в 1965 году на место захоронения сына приезжала мать Николая Панова из г. Ленинграда, с ней долгое время поддерживала связь директор Дома пионеров К.П.Грибова и кружковцы комнаты В. И.Ленина, они даже побывали у неё в гостях. Побывали у В.К. Боголюбова, который был очевидцем гибели экипажа: «…Мы с друзьями на велосипедах первыми пригнали на место катастрофы. Зрелище было страшное. Трое лётчиков погибли в кабине, а тело четвёртого лежало в стороне рядом с фюзеляжем. Сразу же прибыли курсанты Шадринского авиационного училища и занялись организацией похорон экипажа. Похоронили их на второй день 28 апреля на городском кладбище». В музее истории санаторной школы-интернат была оформлена выставка о погибшем экипаже, экскурсоводы музея подготовили экскурсию и выступили с ней на районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев.

В объединённой базе данных «Мемориал» в списках потерь лётчиков, погибших в авиационных катастрофах по Московскому областному военкомату имеется запись: «Младший лейтенант Ежов Николай Дмитриевич – лётчик старший 455 ближне-бомбардировочного авиационного полка. Погиб при катастрофе самолёта 27.4.45 г. 1921 г.р., член ВЛКСМ в Красной Армии с 1941 г. Уроженец Истринского района Московской области». О штурмане Стрельникове известно, что его звали Александр Александрович и воевал он в 30 Гвардейском Краснознамённом авиационном полку дальнего действия. Об остальных членах экипажа данных пока нет.

Добавить комментарий