27 января — День полного снятия блокады Ленинграда.

Сегодня наша рубрика «Поэтическое краеведение», которую представляет далматовская поэтесса, член Далматовского общества краеведов «Родник» Мария Гилёва посвящена этой памятной дате.

872 дня (8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы. Более 250 тыс. авиабомб и артиллерийских снарядов обрушили фашисты на осаждённый город. Не было продуктов питания, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, паровое отопление, не работал городской транспорт. Ленинград не только выдержал осаду, но и победил врага.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. Вместе с взрослыми на своих худеньких плечах они переживали порой то, что не под силу взрослым людям.

Блокадный Ленинград

Люди, прошу тишины!
Сколько бы лет не промчалось,
Помните страшные дни,
Как им, блокадным, досталось.

Вспыхнули голод и мор,
Мал был паёк, умирали.
И с той поры до сих пор
Столько смертей не видали.

Белое пламя седин
Всех ленинградцев коснулось.
Клином не вышибешь клин.
Пламя в пожары раздулось.

Смерть – словно сон на ходу.
Слабость безмерная очень.
Жили в блокадном аду.
Дни, беспросветные ночи.

Таня Савичева.
Ей лишь одиннадцать лет.
Пишет дневник свой упрямо,
Что больше бабушки нет,
Брата, сестры… Нет и мамы…

И совершенно одна…
Бедная, милая Таня.
В каждом углу тишина.
Как же её это ранит!

Это забыть не дано.
И обожжённая память,
Словно немое кино,
Вновь пролетает над нами.

Люди, прошу тишины!
Сколько бы лет не промчалось,
Помните страшные дни,
Как им, блокадным, досталось!
Январь 2021г

Из блокадного Ленинграда детей вывозили вглубь страны. Более 7 тысяч человек приютили и обогрели зауральцы. В ноябре 1941 года на станцию Далматово прибыли маленькие ленинградцы из 235-й школы, Октябрьского р-на, г. Ленинграда. Их разместили в интернатах — Першино (80 детей), Затеча (150детей), Тамакул.

При интернатах были созданы подсобные хозяйства. Дети сами выращивали на огороде овощи, ухаживали за коровами, чтоб было молоко, растили свиней, заготавливали дрова. Были даже свои лошади. А ведь это были городские дети, которые ранее не сталкивались с крестьянским трудом. Воспитанники детских домов как могли, помогали колхозникам в полеводстве. Колхозники высоко ценили ленинградскую организованность, и трудолюбие.

Интернаты были культурным центром для сельского населения. Ленинградские дети занимались балетом, пели в хоре, был создан кукольный театр, принимали участие в районных смотрах, занимая первые места. Выступали перед жителями соседних сёл, где школьники давали платные концерты. Вырученные деньги отправляли на строительство самолётов, танков, на помощь детям фронтовиков. Готовили и отправляли на фронт посылки, собирали лекарственные растения.

Вели переписку с родными: отцами, братьями и родственниками, находившимися на фронтах войны. Все были очень дружны и всегда понимали ответственность порученного дела.

Более 4 лет прожили дети в Далматовском районе. Всё было: большие трудности с питанием, одеждой, потеря родных и близких на фронтах и в Ленинграде, всё пережили ленинградские дети.

Уехали в Ленинград в конце августа 1945 года. Часть детей, у которых родители погибли, были отправлены в детский дом с. Крутиха. Сколько было слёз у этих детей. Две сестры, которые должны были ехать в Крутиху, со слезами всё повторяли: «Мы вырастем и обязательно уедем в Ленинград».
Став взрослыми, воспитанники интернатов всегда с чувством благодарности вспоминали зауральцев, которые так любовно их приютили в трудное время.

Прощай, Зауралье! Спасибо тебе!
Прощай, Зауралье, с суровой зимой!
Сегодня мы едем в свой город родной.
Прощайте деревни, поля, города!
Мы едем, где битвы гремели, туда.
Спасибо району, в котором мы жили.
И людям его, тем, что нас приютили,
Старались для нас, помогали во всём.
Мы будем их помнить, пока не умрём.
Четыре мы года прожили в селе
И много чему научились:
Пилили дрова, копошились в земле,
С животными тоже возились.
И рос урожай в интернатских полях.
И свиньи росли и жирели,
И лошадь своя проходила в лесах
На ней колокольцы звенели.
Хорошая Чалка – лошадка была
В Далматов людей доставляла,
У нас и Красотка – корова жила,
Она молоко нам давала.
Котик Пушок у директора был.
Его в Ленинград увезём.
Собаку Трезора, он дом сторожил,
Тоже с собой увезём.

Саша Пернов.

Воспитанник Першинского интерната ленинградских детей . 1945 год.



Добавить комментарий